Суббота, 20.04.2024, 04:13
Приветствую Вас Гость

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Tigra_rus, gellouglas  
Форум » Все о танках » Танки. Жизнь vs WoT » -=ИСТОРИЯ=-
-=ИСТОРИЯ=-
IKUT174Дата: Пятница, 29.06.2012, 20:06 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
Троянский конь" из Красной Армии
16 июня 2012

Германия, 1945 год. В американской оккупационной зоне вяло шел допрос
военнопленных Вермахта. Неожиданно внимание допрашивающих привлек длинный,
полный жути рассказ о безумном русском танке, убивавшем все на своем пути.
События того рокового дня из лета 1941 года так сильно отпечатались в памяти
немецкого офицера, что не смогли стереться за все последующие четыре года
ужасной войны. Тот русский танк он запомнил навсегда.
Железный капут

28 июня 1941 года, Белоруссия. В Минск врываются немецкие войска. Советские
части отступают по Могилевскому шоссе, одну из колонн замыкает единственный
оставшийся танк Т-28, ведомый старшим сержантом Дмитрием Малько. У танка
проблема с двигателем, но полный запас ГСМ и боекомплект.

Во время авианалета в районе н. п. Березино, от близких разрывов бомб Т-28
безнадежно глохнет. Малько получает приказ взорвать танк и продолжить
следовать в г. Могилёв в кузове одного из грузовиков с прочими бойцами
смешанного состава. Малько просит разрешение под его ответственность
отложить выполнение приказа - он попытается отремонтировать Т-28, танк
совсем новый и не получил значительных повреждений в боевых действиях.
Разрешение получено, колонна уходит. В течение суток Малько действительно
удается привести двигатель в рабочее состояние.

Дальше в сюжет включается элемент случайности. К месту стоянки танка
неожиданно выходят майор и четверо курсантов. Майор - танкист, курсанты
артиллеристы. Вот так неожиданно формируется полный экипаж танка Т-28. Всю
ночь они обдумывают план выхода из окружения. Могилевское шоссе наверняка
перерезано немцами, нужно искать другой путь.

:Оригинальное предложение об изменении маршрута высказывает вслух курсант
Николай Педан. Дерзкий замысел единогласно поддерживается вновь
сформированным экипажем. Вместо следования в расположение сборного пункта
отступающих частей, танк помчится в противоположную сторону - на Запад. Они
прорвутся с боем через захваченный Минск и выйдут из окружения по
Московскому шоссе в расположение своих войск. Уникальные боевые возможности
Т-28 помогут им осуществить такой план.
Топливные баки заполнены практически до крышек, боекомплект - хотя и не
полный, но старший сержант Малько знает место расположения брошенного склада
боеприпасов. В танке не работает рация, командир, стрелки и механик водитель
заранее оговаривают комплекс условных сигналов: нога командира на правом
плече механика-водителя - правый поворот, на левом - левый; один толчок в
спину - первая передача, два - вторая; нога на голове - стоп. Трехбашенная
громада Т-28 выдвигается по новому маршруту с целью жестоко покарать
фашистов.

На брошенном складе они сверх нормы пополняют боекомплект. Когда все кассеты
заполнены, бойцы наваливают снаряды прямо на пол боевого отделения. Тут наши
дилетанты допускают небольшую ошибку - около двадцати снарядов не подходили
к 76 мм короткоствольному танковому орудию Л-10: несмотря на совпадение
калибров, эти боеприпасы предназначались для дивизионной артиллерии. В
догонку погрузили 7000 патронов для пулеметов в боковых пулеметных башнях.
Плотно позавтракав, непобедимая армия двинулась в сторону столицы
Белорусской ССР, где уже несколько дней хозяйничали фрицы.
2 часа перед бессмертием

Добавлено (29.06.2012, 20:05)
---------------------------------------------
По свободной трассе, Т-28 несется к Минску на полном ходу. Впереди, в серой
дымке появились очертания города, возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса,
чуть дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. Все ближе,
ближе и
необратимей... Бойцы смотрели вперед, с тревогой ожидая главный бой всей их
жизни.
Никем не остановленный, <троянскй конь> миновал первые немецкие кордоны и
въехал в городскую черту, - как и предполагалось, фашисты приняли Т-28 за
трофейную бронетехнику и не обратили никакого внимания на одинокий танк.
Хотя договаривались до последней возможности соблюдать скрытность, все-таки
не утерпели. Первой невольной жертвой рейда стал немецкий велосипедист,
весело крутивший педали прямо перед танком. Его мельтешащая фигура в
смотровой щели достала механика-водителя. Танк рыкнул мотором и закатал
незадачливого велогонщика в асфальт.

Танкисты проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и
оказались на улице Ворошилова. Здесь, у ликеро-водочного завода, на пути
танка встретилась группа немцев: солдаты Вермахта осторожно грузили в
грузовик ящики с бутылками спирта. Когда до анонимных алкоголиков оставалось
метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Гитлеровцы, как кегли,
попадали у автомашины. Через пару секунд танк толкнул грузовик, перевернув
его вверх колесами. Из разбитого кузова по округе стал распространяться
смачный запах торжества.

Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны рассеянного паникой
противника, советский танк в "стелс"-режиме углубился в границы города. В
районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу
попалась колонна мотоциклистов.

Добавлено (29.06.2012, 20:05)
---------------------------------------------
Первая машина с коляской самостоятельно въехала под броню танка, где была
раздавлена вместе с экипажем. Начался смертельный аттракцион. Лишь на
мгновение перекошенные от ужаса лица немцев показывалсись в смотровой щели
механика-водителя, исчезая затем под гусеницами стального монстра. Мотоциклы
в хвосте колонны попытались развернуться и удрать от приближающейся смерти,
увы, попали под огонь башенных пулеметов.
Намотав на гусеницы незадачливых байкеров, танк двинулся дальше, проезжая по
ул. Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра
немецких солдат. И тут возникла небольшая заминка - при повороте на
Пролетарскую улицу танкисты неожиданно обнаружили, что главная улица города
битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех
стволов, практически не целясь, трехбашенное чудовище ломанулось вперед,
сметая все препятствия в кровавый винегрет.
Среди немцев началась паника, возникшая в связи с созданной танком аварийной
ситуацией на дороге, а также общим эффектом неожиданности и нелогичности
появления тяжелой бронетехники Красной Армии в тылу германских войск, где
ничто не предвещало такого нападения:
Передняя часть танка Т-28 оснащена тремя пулемётами ДТ калибра 7.62 (два
башенных, один курсовой) и короткоствольным орудием калибра 76.2мм.
Скорострельность последнего - до четырёх выстрелов в минуту.
Скорострельность пулемётов - 600в./мин.
Оставляя за собой следы военной катастрофы, машина полностью проехала всю
улицу до самого парка, где была встречена выстрелом противотанковой
37-миллиметровой пушки PaK 35/36.
Похоже, этом месте города советский танк впервые столкнулся с более-менее
серьёзным сопротивлением. Снаряд высек искры из лобовой брони. Второй раз
фрицы пальнуть не успели - танкисты, вовремя заметили открыто стоящую пушку
и незамедлительно отреагировали на угрозу - на Pak 35/36 обрушился шквал
огня, превратив орудие и расчет в бесформенную груду металлолома.

В результате беспримерного рейда гитлеровцам был нанесён крупный урон в
живой силе и технике, но главный поражающий эффект заключался в поднятии
сопротивленческого духа жителей Минска, что способствовало поддержание
авторитета Красной армии на должном уровне. Особенно велико значение этого
фактора именно в тот начальный период войны, во время серьёзных поражений
Имеются однозначные сведения, что в то время в городе оставалось
значительное число местных жителей, ставших свидетелями этого невероятного
случая, что повлекло за собой немедленное изустное распространение истории о
подвиге советских воинов среди окружающего населения.

Добавлено (29.06.2012, 20:05)
---------------------------------------------
А наш танк Т-28 уходил по Московскому проспекту из логова фрицев. Однако,
дисциплинированные немцы вышли из шокового состояния, преодолели страх и
попытались оказать организованное сопротивление прорвашемуся в их тыл
советскому танку. В районе старого кладбища Т-28 попал под фланговый огонь
артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20 мм бортовая броня в
районе моторно-трансмиссионного отделения. Кто-то вскрикнул от боли, кто-то
зло выругался. Горящий танк продолжал движение до последней возможности, все
время получая новые порции немецких снарядов. Майор приказал покинуть
гибнущую боевую машину.

Старший сержант Малько вылез через люк механика-водителя в передней части
танка и видел, как из командирского люка наружу выбрался раненый майор,
отстреливаясь из табельного пистолета. Сержант успел отползти к ограде,
когда сдетонировал
оставшийся в танке боекомлект. Башню танка подбросило в воздух и она упала
на прежнее место. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением,
старшему сержанту Дмитрию Малько удалось скрыться в огородах.
Странно, но Малько осенью того же года удалось вернуться в кадровый строй
боевых частей Красной Армии в прежней воинской специальности. Странно, но он
сумел выжить и пройти всю войну. Удивительно, но в 1944 году, он въехал в
освобожденный Минск на Т-34 по тому же Московскому проспекту, по которому он
в 41-м пытался из него вырваться. Удивительно, но он увидел тот свой первый
танк, который отказался бросить и уничтожить под Березиным и который потом с
таким трудом смогли уничтожить солдаты Вермахта. Танк стоял на том же самом
месте, где был подбит, аккуратные и ценящие порядок немцы отчего-то не стали
его убирать с трассы. Они были хорошими солдатами и умели ценить воинскую
доблесть.
Об этом подвиге заговорили в 60-е годы ХХ века. После войны, Дмитрий
Иванович долго искал своих боевых товарищей. Что с ними стало? К сожалению,
он совершенно не помнил фамилий майора и тех курсантов - в горячке тех дней
они даже не успели познакомиться. Через несколько лет кропотливых поисков с
помощью всесоюзного радио, на связь с Малько вышел Николай Педан. В 1964
году состоялась их встреча. Как выяснилось, Николай смог выбраться из
горящего танка, но попал в плен. Из концлагеря он был освобожден лишь в 1945
году. По его свидетельствам удалось установить имена трех других курсантов.
Фамилию погибшего майора удалось установить лишь предположительно -
Васечкин.

Известно ещё об одном из танкистов: Фёдор Наумов. Он также тогда был укрыт
местными жителями, переправлен к партизанам и в 43-м году после ранения в
партизанском отряде был вывезен самолётом в тыл. Благодаря ему стало
известно место захоронения майора и имена двух других курсантов, погибших
тогда же. Убитых майора и двух курсантов похоронила местная жительница
Любовь Киреева.

Добавлено (29.06.2012, 20:06)
---------------------------------------------
Это было третьего июля сорок первого года. Командир танка (башенный стрелок)
майор Васечкин, механик водитель старший сержант Дмитрий Малько, заряжающий,
стрелок курсового пулемёта курсант Фёдор Наумов, Пулемётчик правой башни
курсант Николай Педан, пулемётчки левой башни курсант Сергей, пулемётчик
кормового пулемёта курсант Александр Рачицкий.
Автор Олег Капцов




Живи свободно!
Умри достойно!
 
IKUT174Дата: Пятница, 29.06.2012, 20:08 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
B)
Прикрепления: 8298550.jpg (33.1 Kb)




Живи свободно!
Умри достойно!


Сообщение отредактировал IKUT174 - Пятница, 29.06.2012, 20:09
 
gellouglasДата: Суббота, 30.06.2012, 18:45 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 502
Награды: 3
Репутация: 6
Статус: Offline
Абалдеть!

Весело и отважно,
Зла сокрушая рать,
Рыцарю очень важно
Шпоры не обос... быть смелым!
 
IKUT174Дата: Воскресенье, 09.09.2012, 16:04 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
Ну что продолжим!!!!
Россия не та страна, которую можно завоевать, то есть оккупировать...
Такая страна может быть побеждена лишь собственной слабостью,
либо действием внутренних раздоров.

Карл фон Клаузевиц
немецкий военный теоретик, участник Отечественной войны 1812 года
Кулотинцы Петр Александрович Скрипкин и Александр Сергеевич Николаев геройски погибли в танковом сражении под Прохоровкой во время Курской битвы 12 июля 1943 года. Их имена занесены в Книги памяти Новгородской области (том 16, том 26 дополнительный), Алтайского края (том 7) и Свердловской области (том 4).
Скрипкин Пётр Александрович родился 12 июля 1911 года в поселке Кулотино. В 1925 году окончил 7 классов и поступил в ФЗУ. Получил специальность ткача. В 1928 году поступил в Ленинградский финансово-экономический техникум, откуда в 1930 году призван в армию. Учился в Ульяновском танковом училище (до 1934 г.). Капитан, командир танкового батальона. Служил в Забайкальском военном округе. В боях за Халхин-Гол 12.07.39 г. ранен в ноги и обгорел. Лечился 6 месяцев в Чите. Награжден орденом Красного Знамени. В отпуск ежегодно приезжал в Кулотино. В 1941 году служил в Монголии, в 1942 году - на Харьковском направлении. Погиб 12.07.1943 г. под Прохоровкой Белгородской обл. вместе с экипажем танка, совершившего огненный таран. Посмертно награжден вторым орденом Красного Знамени. С капитаном танкового батальона погибли командир танка лейтенант Иван Гусев (Мордовия), механик-водитель из Кулотина старший сержант А.С. Николаев, стрелок-радист младший сержант Анатолий Зырянов, башенный стрелок Роман Чернов (Украина). Перезахоронен в с. Прелестное Белгородсокй обл. В 1977 году именем Петра Скрипкина названа улица в п. Кулотино. //Красная звезда, 12.7.68г; Советская Мордовия, 9.5.71г; Заря коммунизма, 17-24.2.73г; 23-27.2.88г; ж. Молодая гвардия, №6 1981г; Новгородские ведомости 26.7.2003г; Книга памяти. Новгородская область, том 16, том 26 Дополнительный, Приказ N 1607 об исключении из списков //.
Прикрепления: 5685174.jpg (4.8 Kb)




Живи свободно!
Умри достойно!
 
IKUT174Дата: Воскресенье, 09.09.2012, 16:24 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
Николаев Александр Сергеевич родился 22 апреля 1923 года в деревне Маковно Крестецкого района Новгородской области (в то время – Ленинградской области). В 30-е годы семья переехала в поселок Кулотино. В начале Великой Отечественной войны Кулотинская фабрика была эвакуирована на Урал. Туда же был эвакуирован и Александр. Призван в армию в 1942 году из с. Черноусово Белоярского р-на Свердловской обл. К началу Курской битвы он - старший сержант, механик-водитель танка Т-34. Погиб 12.07.1943 г. в танковом бою под Прохоровкой, захоронен в с. Петровка Прохоровского р-на Белгородской обл. В 1950 году прах перенесён в братскую могилу в с. Прелестное. В Кулотине именем земляка-танкиста названа одна из центральных улиц. //Заря коммунизма 17.7.75г; 27.6.78г; Белгородская правда 26.6.75г; Новгородские ведомомости 26.7.2003г.; ж. Молодая гвардия №6, 1981; Д. Дробиз. «Поиск и встречи» (очерк «Бессмертие»)– Челябинск, 1973г; Книга памяти. Новгородская область, том 16, Свердловская область, том 4, Поименные списки захоронений, Донесения о безвозвратных потерях//.

Добавлено (09.09.2012, 16:06)
---------------------------------------------
Из книги Замулина В. Н. Засекреченная Курская битва — М.: Яуза; Эксмо, 2007:
{335}Николаев Александр Сергеевич, родился в 1923 г. в с. Кулотино Окуловского р-на Новгородской обл. Окончил 8 классов. В действующей армии с 1.10.1942 г., призван из Свердловской обл., где семья находилась в эвакуации. Представляя к первому в его жизни ордену Отечественной войны 2-й степени, капитан Андрианов, командир 394-го тб 181-й тбр, писал <в наградном листе>:
«Младший сержант тов. Николаев 2 января 1943 г. в боях за х. Греков Станичное, как механик-водитель Т-34, ворвался в расположение противника. Экипаж при этом уничтожил до взвода гитлеровцев и заставил его огневые точки прекратить огонь по нашим подразделениям. В ходе этой операции в расположении противника отказал в работе главный фрикцион. Под огнем противника восстановил машину и вывел ее с поля боя совершенно невредимой, проявив при этом умелое вождение, сметку, смелость и отвагу. Раздавил пушку 75-мм с прислугой и тягачом».
Приказом командира 18-го тк № 99 от 8.01.1943 г. награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
------
Примечание - Биографические данные предоставлены Л.Э. Бриккером и Ю.Н. Алексеевым
Фото - из фильма Курская дуга. Перелом (Фильм второй) - ТВ-канал РТР-планета.

Отрывок из фильма:
Голос диктора: "Навечно сохранится в истории Великой отечественной войны подвиг механика-водителя тридцатьчетверки из 181-й танковой бригады Александра Николаева. Его танк был подбит и загорелся. Экипаж вместе с командиром батальона капитаном Скрипкиным выбрался из горящей машины и укрылся в ближайшей воронке. И тут появился немецкий «тигр»."
Валерий Замулин, историк: "Механик-водитель с командиром танка Гусевым, заметив, что «тигр» (как свидетельствуют документы) двигается именно на эту воронку, решили остановить его и на всей скорости пошли на таран. Начальник штаба батальона утверждал, что он слышал в наушниках, как Александр Николаев сказал (фраза примерно такая): "Ребята! Иду на таран! Спасаю командира! Бейте гадов!"
Карл-Хайнц Фризер, историк: "Действительно горящий советский танк Т-34 пошел с ним на сближение, но механик-водитель немецкого танка увеличил скорость и увел машину.Так что взорвался только Т-34. «Тигр» не пострадал. Вообщем, вся эта история всего лишь легенда."
Голос диктора: "Сегодня, пожалуй, не так важно, протаранил ли Николаев немецкий танк. Гораздо важнее тот факт, а он не у кого не вызывает сомнения, что девятнадцатилетний парень без раздумий бросился в горящую машину и, спасая чужие жизни, пожертвовал свою."

Добавлено (09.09.2012, 16:06)
---------------------------------------------
Наиболее полное описание подвига танкистов приведено в книге Замулина В. Н.
Засекреченная Курская битва — М.: Яуза; Эксмо, 2007
Отрывок из главы "Бой, ставший легендой":
Сначала бригады Тарасова и Пузырева продвигались с одной скоростью и их боевые порядки напоминали единую боевую группу, но через некоторое время вперед вырвалась 181-я тбр. Направляющим в ней шел 2-й тб капитана А.С. Скрипкина, его танк на большой скорости двигался вдоль глубокого оврага, протянувшегося от Андреевки на юг. Слева уступом атаковал 1-й тб майора Е.Г. Гарибяна. От вражеского огня загорелось несколько наших машин, в том числе и «тридцатьчетверка» комбата-2. Снаряд попал в башню, капитан получил тяжелое ранение. Танкисты остановили дымящийся танк и начали вытягивать раненого из верхнего люка. Рядом оказалась воронка, в которую радист А. Зырянов и оттащил командира. Как отмечается в донесении политотдела бригады, в это время экипаж «тигра» заметил движение у остановившегося Т-34 и двинулся к нему. Заметив это, оставшиеся в танке командир машины лейтенант И.А. Гусев, башенный стрелок ст. сержант Р.И. Чернов и механик-водитель ст. сержант А.С. Николаев, стремясь спасти раненого, пошли на таран. В результате столкновения с Т-6 «тридцатьчетверка» взорвалась, ценой трех жизней была обездвижена вражеская машина. Не удалось спасти и комбата, ранение оказалось тяжелым, он умер на поле боя. Это был не первый и не последний танковый таран в этот день. Как вспоминал бывший начальник разведотдела штаба 2-го тк, в ту пору подполковник, Е.Ф. Ивановский: «На поле под Прохоровкой было совершено более 20 танковых таранов».
Участник сражения танкист 13-й роты В. Вендт в своей книге «Тигр» приводит донесение члена экипажа «тигра» той же роты унтер-офицера Г. Лётцша, в котором сообщается, что в ходе боя 12 июля 1943 г. горящая «тридцатьчетверка» попыталась протаранить его танк. Однако немецкие танкисты сумели увернуться, через мгновение прогремел мощный взрыв — детонировал боекомплект Т-34. Следовательно, тарана как такового не было, была лишь попытка его осуществить. Причём точных данных о том, какой бригаде принадлежала взорвавшаяся машина, нет. Германский исследователь К-Х. Фризёр, учитывая район, где происходили эти события, предполагает, что это был экипаж лейтенанта И. А. Гусева.
Учитывая, что прошло уже много времени, а также стремление каждой из сторон приукрасить любое событие войны и использовать его в свою пользу, даже в мелочах, вероятно, уже невозможно объективно разобраться и выяснить, что произошло в те несколько минут, когда экипаж лейтенанта И.А. Гусева шел на таран. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что советские танкисты, спасая жизнь командира, продемонстрировали лучшие качества воина — героизм и самопожертвование. Но, к сожалению, не всегда это оценивалось по достоинству.
Я неслучайно отметил, что командовал героическим экипажем лейтенант И.А. Гусев. Вместе с механиком-водителем ст. сержантом А.С. Николаевым и стрелком-радистом ст. сержантом Р.И. Черновым в танке в момент взрыва находился и командир экипажа. Не думаю, что решение идти на таран было принято механиком-водителем вместе со стрелком-радистом без учета мнения находившегося рядом командира, да к тому же офицера. Однако после боя командование 181-й тбр ходатайствовало о присвоении звания Героя Советского Союза (посмертно) лишь А.С. Николаеву и Р.И. Чернову, а о И.А. Гусеве просто забыли. На него не был составлен не только наградной лист, но ни в одном документе не отмечается, что лейтенант находился в танке в момент тарана. Приведу цитату из приказа № 0351 от 24.08.43 г. 18-го тк, которым А.С. Николаев и Р.И. Чернов были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени:
«Механик-водитель 2-го танкового батальона 181-й танковой бригады ст. сержант Николаев Александр Сергеевич... в ходе боя командиром батальона капитаном Скрипкиным, у которого водителем был т. Николаев, был подбит один «тигр». После этого танк механика-водителя Николаева был подожжен. Командир батальона капитан Скрипкин тяжело ранен, командир башни убит. Оставшиеся в живых механик-водитель т. Николаев и стрелок-радист т. Чернов вытащили из танка тяжелораненого командира... Чтобы приостановить движение немецких танков на нашу пехоту и отомстить за тяжелораненого командира, два смельчака смело бросаются в горящий свой танк и тараном мчатся на «тигр». Советский горящий танк врезается в тяжелую броню «тигра», и «тигр», охваченный пламенем, остановился. Два героя погибли, но не пропустили немецкие танки».

Добавлено (09.09.2012, 16:06)
---------------------------------------------
Аналогичное описание подвига содержится в наградном листе и на ст. сержанта Р.И. Чернова. А о погибшем вместе со своим экипажем командире танка — ни слова! Стараниями энтузиастов справедливость все-таки восторжествовала, хотя и через сорок два года. 11 марта 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенант Иван Алексеевич Гусев посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
В мемуарной литературе, изданиях о Великой Отечественной войне советского периода самопожертвование бойцов и командиров Красной Армии, в том числе и в форме танковых таранов, оценивается как проявление высшей формы патриотизма. Трудно спорить с этим утверждением, однако в каждом отдельном случае в бою все складывалось по-разному. Ни в коей мере не осуждая решение человека уничтожить врага даже ценой собственной жизни, приведу точку зрения профессионального танкиста, Героя Советского Союза, Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна, которая отличается от устоявшейся:
«...Танковый таран при всей заманчивости для описания в художественной литературе и публицистике — дело исключительное. И отнюдь не из-за отсутствия достаточного количества смельчаков, готовых пойти на него... Танк призван сближаться с противником на необходимое расстояние и расстреливать танки врага из своего вооружения. Рвать же собственные гусеницы о чужую броню — это... самоубийство. Если такое и имело место, то извинить его можно, наверно, лишь тем обстоятельством, что происходило оно в самые первые дни войны. Последующий опыт не позволял нашим танкистам совершать подобные малообдуманные поступки... ».
Следует отметить, что атака 181-й и 170-й тбр была хорошо организована, командование бригад точно определило слабое место в боевом построении войск противника и увязало взаимодействие своих подразделений в процессе боя. Это дало весомый результат. Несмотря на сильное сопротивление, группе танков с десантом 32-й мсбр не только удалось смять оборону разведотряда «Лейбштандарт», но и выйти в район выс. 241.6 ....

Описание подвига наших земляков встречается во множестве источников:

Добавлено (09.09.2012, 16:07)
---------------------------------------------
Танковое сражение у Прохоровки
Капитан П. Скрипкин, командир батальона, приказал: "Вперед, за мной!" Первый снаряд командирского танка пробил «Тигру» борт. В это же время другой «Тигр» открыл огонь по Т-34 Скрипкина. Первый снаряд пробил борт танка, а второй ранил командира батальона, водитель и радист вытащили командира из танка и оттащили его в воронку. Поскольку «Тигр» ехал прямо на них, водитель Александр Николаев бросился обратно к поврежденной и уже горевшей "тридцатьчетверке", завел двигатель и понесся навстречу врагу. Т-34 двигался по земле, как пылающий шар. «Тигр» остановился, но было уже слишком поздно. Горящий Т-34 протаранил немецкий танк на полной скорости. Взрыв сотряс землю".

По Курской земле (к 50-летию Курско-Орловской битвы)
Н. Дружинин, А. Макарский, Г. Рыжавский — М., 1994
Из Берегового можно совершить радиальный выход в д. Прелестное. Идем дорогой вдоль р. Псел по грунтовой дороге. Здесь, в районе Прелестного-Полежаева совершили подвиги многие воины. Двум из них присвоено звание Героя Советского Союза, а одному из награжденных, П.А. Шпетному, установлен бюст. Старший лейтенант Шпетный командовал взводом противотанковых ружей. В бою он лично уничтожил 2 танка и несколько фашистских автоматчиков, а когда кончились боеприпасы, офицер со связкой гранат бросился под гусеницы танка. Во время сражения 12 июля подвиг совершил механик-водитель танка А.С. Николаев. Танк, в котором находился командир батальона П.А. Скрипкин, был подбит. Танкисты вынесли из горящей машины командира и попытались укрыться в воронке, но их заметил экипаж «тигра»; тогда Александр вскочил в горящую машину, и она понеслась навстречу врагу. Обе машины взорвались.

Стальная гвардия
Ротмистров П. А. — М.: Воениздат, 1984
На 2-й батальон 181-й бригады 18-го танкового корпуса обрушилась большая группа фашистских «тигров». Командир батальона капитан П. А. Скрипкин смело принял удар врага. Он лично одну за другой подбил две вражеские машины. Поймав в перекрестие прицела третий танк, офицер нажал на спуск... Но в то же мгновение его боевую машину сильно тряхнуло, башня наполнилась дымом, танк загорелся. Механик-водитель старшина А. Николаев и радист А. Зырянов, спасая тяжелораненого комбата, вытащили его из танка и тут увидели, что прямо на них движется «тигр». Зырянов укрыл капитана в воронке от снаряда, а Николаев и заряжающий Чернов вскочили в свой пылающий танк и пошли на таран, с ходу врезавшись в стальную фашистскую громадину. Они погибли, до конца выполнив свой долг.

Вторая мировая война
Уткин А. И. — М.: Алгоритм, 2002
Но после полудня стала складываться опасная ситуация — Ротмистров должен был внимательно смотреть на поля к западу от Прохоровки, где в деревне Андреевка 18-й танковый корпус немцев начал заходить во фланг его основных танковых войск. А мощная группа германских танков стала пробиваться через юго-западные пригороды Прохоровки, грозя зайти в его тыл. Именно в этот момент Ротмистров ввел в бой последние свои резервы второго эшелона — 24-ю гвардейскую танковую и 10-ю гвардейскую бригады. Сам первый танкист пишет об этих часах: «Земля стала черной и уставленной танками как пылающими факелами». На одном из этапов раненого командира вынесли из поврежденного снарядом Т-34 и уложили в воронку от взрыва. В это время германский «тигр» направился к поврежденной советской машине. Тогда водитель, Александр Николаев, быстро вскочил в оставленную горящую машину, завел ее и направился прямо на остолбеневший «тигр». Тот остановился, но было поздно, огромный огненный шар, приведенный Николаевым на полной скорости, окутал «тигр», и взрыв сотряс землю.

Добавлено (09.09.2012, 16:23)
---------------------------------------------
Разгром фашистов на Курской дуге
Коммунист Крыма 2004/№28 стр.8

Наступавший вдоль левого берега Псёла 2-й танковый батальон 181-й танковой бригады 18-го танкового корпуса столкнулся с группой «тигров», встретивших советские танки огнем с места. Мощные пушки «тигров» создавали большую угрозу для наших танкистов. Нужно было как можно скорее навязать врагу ближний бой, чтобы лишить его преимуществ. Подав команду "Вперед! За мной!", командир батальона капитан П. А. Скрипкин направил свой танк в центр вражеской обороны. Первым же снарядом командирский танк пронизал борт одного из «тигров», затем, развернувшись, тремя выстрелами поджег еще один тяжелый танк врага. По машине Скрипкина открыли огонь сразу несколько «тигров». Вражеский снаряд проломил борт, второй ранил командира. Механик-водитель и радист вытащили его из танка и укрыли в воронке от снаряда. Но один из «тигров» шел прямо на них. Тогда механик-водитель Александр Николаев вновь вскочил в свой израненный, горящий танк, завел двигатель и ринулся навстречу врагу. Казалось, какой-то огненный смерч несется по полю. «Тигр» остановился, попятился, стал разворачиваться. Но было поздно. На полной скорости горящий КВ врезался в немецкий танк. Взрыв потряс землю. Таранный удар советского танкиста так ошеломил гитлеровцев, что они начали поспешно отходить.

Добавлено (09.09.2012, 16:24)
---------------------------------------------
Прохоровское сражение: взгляд через годы
М. Виниченко, кандидат исторических наук
Батальон капитана П.А. Скрипкина на предельной скорости ринулся на противника. Командирская машина одна из первых прорвалась в глубину расположения немецко-фашистских войск. Внезапно из-за грейдерной дороги появилось около 30 «тигров». Батальон немедленно атаковал врага. Каждый понимал, что только дерзостью и стремительностью удара можно достичь победы. Механик-водитель командирского танка А. Николаев, умело маневрируя, уклонялся от вражеских снарядов. Башенный стрелок Гусев один за другим подбил два «тигра» противника. Тогда по командирской машине сосредоточило огонь несколько немецких танков. Один из снарядов проломил борт, другой тяжело ранил капитана Скрипкина и зажег танк. Механик-водитель Николаев и радист Зырянов вытащили из башни потерявшего сознание офицера, а башенный стрелок Гусев, задыхаясь от дыма, продолжал вести огонь по вражеским танкам. Вскоре он замолчал. На безоружный экипаж надвигался «тигр». Николаев метнулся к своему горевшему танку и через несколько мгновений ринулся на нем навстречу «тигру». Гитлеровцы отчаянно били из пушки, но столб бушующего пламени неудержимо надвигался на них. «Тигр» попятился, хотел развернуться и уйти, но не успел. Александр Николаев, разогнав горящую машину, на полной скорости таранил врага. Удар страшной силы потряс землю. В небо взметнулся огромный столб огня и дыма. Остальные «тигры» начали поспешно отходить.

Война на суше: Подвиг танкиста Николаева
Изумительный пример индивидуального мужества показали танкисты 2-го батальона 181-й бригады 18-го танкового корпуса, наступавшего вдоль левого берега Псела, который столкнулся с большой группой «тигров», изготовившихся открыть огонь с места. Чтобы лишить врага преимущества, которое давали ему более мощные орудия, командир батальона капитан П. А. Скрипкин отдал команду: "Вперед! За мной!" — и направил свой танк в центр вражеской группы. Первым же снарядом командирский танк пронзил борт одного из «тигров», затем, развернувшись, тремя снарядами поджег второй танк. К тому времени немецкие танки успели развернуть свои длинные орудия и открыли огонь по этому удивительно смелому русскому танку. Вражеский снаряд проломил борт, второй — ранил командира. Механик-водитель Алексей Николаев и стрелок-радист вытащили командира из загоревшегося танка и укрыли его в воронке. Но один из «Тигров» двинулся прямо на воронку, чтобы прикончить советских танкистов. Тогда Алексей Николаев вскочил в свой горящий танк, завел двигатель и ринулся навстречу врагу.
Что подумали немцы об этом охваченном огнем советском тяжелом танке, узнать нам не дано. «Тигр» остановился, попятился, выстрелил по советскому танку, но промахнулся, стал разворачиваться, чтобы уйти от надвигавшейся горящей стальной машины. Слишком поздно! Пылающий на полной скорости врезался в «тигр». Гигантский взрыв потряс землю.

Алтайская правда
N 210 (24463) вторник, 05 августа 2003г.
12 июля в сражении у Прохоровки произошел первый танковый таран. 20-летний сержант Александр Николаев вел Т-34, экипаж поджег уже три «тигра», когда сразу несколько снарядов попали в машины. Николаев вытащил из танка раненого командира батальона и потом заметил, как в сторону лежащего без сознания комбата движется «тигр», собираясь раздавить его гусеницами. Успев крикнуть по рации: "Прощайте! Иду на таран" - Николаев свой горящий танк направил наперерез вражеской машине и взорвался вместе с ним. За этот подвиг Александр Николаев посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

На огненной дуге. Путеводитель по памятным местам Курской битвы
Стеценко А.С. — Минск, «Полымя», 1980
Героический подвиг совершили механик-водитель А. Николаев и сержант Р. Чернов. Когда танк командира батальона капитана П. Скрипкина был подбит вражеским снарядом и комбат был ранен, танкисты помогли своему израненному и оглушенному командиру выбраться из танка. Пока ему оказывали первую помощь, из-за подбитых танков показался «тигр» и направился прямо на героев. Сержант А. Зырянов помог капитану Скрипкину уйти в укрытие, а Николаев и Чернов вскочили в люк машины. Механик нажал на стартер, и мотор заработал. Развивая скорость, тяжелый «КВ» на полном ходу таранил фашистского «тигра». Оба танка вздыбились и окутались клубами дыма. Герои погибли, но до конца выполнили свой священный долг перед Родиной

Прикрепления: 8665358.jpg (4.0 Kb)




Живи свободно!
Умри достойно!
 
IKUT174Дата: Воскресенье, 09.09.2012, 16:25 | Сообщение # 6
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline

Прикрепления: 9767815.jpg (16.8 Kb) · 3596692.jpg (16.3 Kb)




Живи свободно!
Умри достойно!
 
Форум » Все о танках » Танки. Жизнь vs WoT » -=ИСТОРИЯ=-
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: