Quote
В 1931 году по проекту харьковских конструкторов были построены опытные образцы легкого колесно-гусеничного быстроходного танка с противопульной защитой БТ-2.
Не сразу обрела эта машина право на существование. Вследствие недостаточного опыта своих создателей она имела множество дефектов, без устранения которых нечего было и думать о запуске в серийное производство. В механизмах то и дело обнаруживалась утечка смазки, перегревались отдельные детали и целые агрегаты, немало было погрешностей в регулировке и центровке механизмов и агрегатов... Словом, хлопот было предостаточно.
Запомнилось одно почти анекдотическое обстоятельство. Долгое время танки БТ-2, выйдя из опытного цеха и преодолев территорию завода, останавливались, как вкопанные, едва достигнув заводского свинарника. Этот злосчастный свинарник стал предметом насмешек и довольно злых подковырок, его поминали на оперативных совещаниях у директора завода, в разговорах специалистов и даже в кабинетах Главного броневого управления наркомата обороны СССР. Когда, наконец, танку удалось благополучно миновать свинарник и двинуться дальше,— это было воспринято всеми, как радостное событие
Quote
Следует отметить активных участников работы — главного конструктора Николая Михайловича Тоскина, инженеров Сергея Несторовича Махонина, Павла Николаевича Горюна, Ивана Яковлевича Помогайбо, рабочих Александра Васильевича Колосовского, Василия Фомича Захарова, многих других товарищей. В те годы в конструкторском бюро уже активно работали молодые специалисты А. А. Морозов, И. А. Кучеренко и другие, которым через несколько лет выпадет счастье трудиться под руководством Михаила Ильича Кошкина над проектом Т-34.
После тщательных испытаний и доводки танк БТ-2 был рекомендован к серийному производству.
При толщине брони 13 миллиметров эта машина была вооружена пушкой и пулеметом, имела скорость 52 километра в час на гусеничном ходу и 72 километра в час на колесном. Двигатель М-5, которым оснащали танк, трудно заводился, часто загорался и, согласно инструкции, запускать его разрешалось только в присутствии пожарника. Так как огнетушители были пеногонные, то моторное отделение танка покрывалось коррозией, и экипажу приходилось тратить много сил и времени для ее удаления.
Несмотря на все недостатки, танк БТ-2 был встречен личным составом частей Красной Армии хорошо. Его любили за неплохие тактико-технические качества, большую скорость движения, высокую маневренность.
источник